Get Adobe Flash player

В качестве основного компонента топлив для автомобильных двигателей прямогонный бензин использовался довольно долго, но ввиду его низких эксплуатационных качеств был заменен бензином каталитического риформинга или крекинга. В зарубежной практике и в России обычно прямогонные бензиновые фракции используются в качестве одного из компаундов при производстве бензина или сырья для дальнейшей переработки. Основная часть высокооктановых бензинов (автомобильных и авиационных) представляет собой смесь базового бензина и высокооктановых компонентов (изооктан, алкилбензин, изопентан, ксилол и др.). В качестве базовых применяют бензины прямой перегонки, каталитического риформинга, крекинга или гидрокрекинга. Легкие бензиновые фракции конденсата Ямсовейского ГКМ необходимо направлять на облагораживание для получения высокооктановых компонентов. Выбор способа облагораживания легких прямогонных фракций должен быть основан на расчетах экономической эффективности, а также на изучении конъюнктуры рынка сбыта производимой продукции. Учитывая, что планируемая годовая добыча конденсата составляет 7,5 тыс. т, наиболее целесообразно применение процесса цеоформинга, катализат которого используется для получения товарного бензина, обычно А-76. Процесс цеоформинга позволяет получить катализат, содержащий до 60 % ароматических компонентов, а также углеводороды изо-парафинового ряда, обладающие высокой детонационной стойкостью. Процессы риформинга, или каталитического крекинга, при такой добыче не являются рентабельными.

Что касается фракции 140-240 градусов С, соответствующей по пределам температур кипения авиакеросину, то расчетные показатели фракционного состава и температуры вспышки, определяемой в закрытом тигле, согласуются с нормативными, показателями (ГОСТ 10227-86 "Топлива для реактивных двигателей"). Выход этой фракции составляет 20 %.

Для средних дистиллятных фракций с пределами выкипания, характерными для дизельного топлива, -130-290; 130-310; 140-310; 150-320; 150-330; 180-330 и 180-360 градусов С были рассчитаны следующие показатели качества: цетановое число, фракционный состав, температура вспышки, определяемая в закрытом тигле, и температура застывания. При сравнении видно, что расчетные показатели легких, средних и тяжелых дизельных фракций согласуются с требованиями ГОСТ 305-82 по цетановому числу, фракционному составу, температуре вспышки и температуре застывания для какой-то одной из марок дизельных топлив. Так, например, самая легкая фракция 130-290 градусов С по перечисленным показателям соответствует арктическому дизельному топливу. Средние дизельные фракции 140-310, 150-320 и 150-330 градусов С удовлетворяют требованиям ГОСТ 305-82 для зимнего дизельного топлива, а более тяжелые фракции 180-330 и 180-360 градусов С - для летнего дизельного топлива.

Таким образом, оценка газового конденсата Ямсовейского ГКМ как исходного сырья для получения товарных нефтепродуктов показывает, что прямогонные легкие бензиновые фракции, составляющие в конденсате около 50 %, требуют дальнейшей переработки для производства бензина. Наиболее целесообразным является применение процесса цеоформинга. Фракция 140-240 шС, составляющая в конденсате 20 %, может быть использована для производства авиакеросина. Прямогонные дистиллятные дизельные фракции, составляющие в конденсате около 30 %, могут применяться как базовый компонент дизельного топлива.